Основная информация
Кафедральный собор Святого Трифона Возведен на старой культурной позиции, на котором в 809 году была построена небольшая романская церковь, посвященная тому же святому. Как показывают последние археологические открытия, фундамент оригинального здания имел крестообразную форму с тремя соприкасающимися апсидами и, скорее всего, купол находился над центральной частью. Его основателем был гражданин Котора Андреа Сараценис, что подтверждает и саркофаг с упоминанием его имени, найденный в первоначальной церкви.
Кафедральный Собор строился больше десятилетия. Окончательно был завершен и освящен в 1166 году, о чём были сохранены и письменные доказательства. В основании это базилика состоящая из трёх нефов, чей центральный неф в два раза шире боковых, между которыми располагаются чередующиеся массивные колонны и колонны с коринфскими капелями, некоторые из которых античного происхождения, и употреблены повторно. Нефы заканчиваются полукруглыми апсидами. Над центральным отсеком поднимался купол, убранный после разрушительного землетрясения в 16 веке.
Башни соединены между собой аркой, которая образовывает портик, расположенный над центральным входом. Над аркой, на верхней части центрального фасада, расположено красивое окно-розетка. В 1979 году, после очередного землетрясения, здание снова было реконструировано.
Сейчас собор Святого Трифона является одной из самых популярных городских достопримечательностей, он также внесен в списки всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.
Четыре колонны из красного мрамора поддерживают трехъярусную восьмиугольную конструкцию, увенчанную ангелом. Сцены, изображающие жизнь св. Трифона, вырезаны на каждом ярусе. На апсиде и своде нефа видны следы недавно обнаруженных фресок. Их происхождение датируется 14-м веком, но пока неясно, откуда были расписавшие их мастера, из Сербии или Греции.
Останки св. Трифона были перенесены из Константинополя в 9-м веке. Теперь они хранятся в часовне 14-го столетия с бордюром из белого мрамора работы венецианского скульптора Франческо Кабианка (Fransesco Cabianca). Орнамент бордюра выполнен настолько тонко, что видны даже гвозди на копытах лошадей.
В соборе св. Трифона представлена богатая коллекция художественных картин, принадлежащих кисти Марина Ловры Добришевича (Marin Lovra Dobricevic), Трипо Коколи (Tripo Kokolj), Паоло Веровезы (Paolo Veroveza), Иеронима Санта Кроче (Hieronim Santa Croce) и других великих живописцев.
Церковь хранит редкое собрание золотых и серебряных реликвий работы местных мастеров периода 14–18 веков. Самая важная часть внутреннего убранства Собора – готический балдахин четырнадцатого столетия выше главного алтаря. На стене апсиды находится золотой престол с фигурами Христа, Богоматери, святого Джона Баптиста, святого Трифона и шестнадцати других святых – шедевр работы Которских ювелиров первой половины пятнадцатого века.